Лекторий «Всемирная история резного камня»

  • Даты проведения:

      — 
  • Название площадки:

    Центр истории камнерезного дела им. А. К. Денисова-Уральского

  • Адрес:

    Екатеринбург, ул. Пушкина, 5
  • Ссылка на сайт площадки:

    i-z-o.art/

В июне в Центре истории камнерезного дела* начинает работу лекторий «Всемирная история резного камня». Два раза в месяц всех неравнодушных к камнерезному искусству ожидают тематические лекции об отдельных страницах истории художественной обработки цветного камня. За полгода можно познакомиться с историей китайского нефрита и неожиданными фактами о флорентийской мозаике, узнать о многочисленных регионах обработки мягкого камня и истоках шедевров рубежа XIX–XX веков. География этого сезона охватит множество стран Евразии, в каждой из которых существовали свои центры и традиции камнерезного искусства.


15 июня
18:30

Европейские центры каменной мозаики от Медичи до Девонширских

Флоренция, как центр каменной мозаики, получила широкую известность. Однако лишь немногие любители камнерезного искусства знают, что придворная мастерская Медичи стала источником вдохновения, а порой и кадров, для нескольких десятков предприятий, занимавшихся обработкой цветного камня в XVII – начале ХХ столетия. Милан, Прага, Рим, Неаполь, Мадрид, Париж, Дербишир, Петергоф, Сицилия – это лишь наиболее известные. О географии, связях и особенностях продукции разных европейских центров пойдет речь на этой встрече лектория.

Лекцию читает Людмила Будрина – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств и музееведения УрФУ, зам. директора по проектам в сфере культуры Фонда семьи Шмотьевых

6 июля
18:30

Цветной камень в искусстве Древнего мира

Обработка цветного камня является одним из древнейших проявлений художественного творчества, первые памятники которого датируют первобытной эпохой. Искусство древних цивилизаций – Междуречья, Древних Египта и Китая, Индской цивилизации, государств античного мира – демонстрирует неослабевающий интерес к цветному камню, на разных этапах олицетворявшему новые смыслы и идеи. О месте резного камня в искусстве Древнего мира и его роли в межкультурном обмене пойдет речь на встрече.

Лекцию читает Сергей Винокуров – кандидат искусствоведения, заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств

13 июля
18:30

Тадж-Махал. Флорентийское искусство в империи Моголов

Камнерезное искусство нередко выступало маркером сложившихся дипломатических контактов, а поиск нового сырья порой давал импульс к зарождению новых межгосударственных связей. Одной из наиболее экзотических иллюстраций этих процессов являются памятники могольской архитектуры. Созданные на севере Индостана в XVII веке здания украшены резным мрамором и инкрустациями из цветного камня, среди последних - выполненные во Флоренции мозаичные плакетки. В произведениях же флорентийских мастеров выявлены индийские цветные камни, поиск которых стал отправной точкой дипломатических и культурных контактов династий Медичи и Моголов, успешно существовавшей несмотря на дистанцию в несколько тысяч километров.

Лекцию читает Людмила Будрина – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств и музееведения УрФУ, зам. директора по проектам в сфере культуры Фонда семьи Шмотьевых

27 июля
18:30

Нефрит – священный камень Поднебесной

За знакомым словосочетанием “китайский нефрит” скрываются тысячелетия истории обработки этого камня на территории Поднебесной. Ранние простейшие предметы к началу нашей эры сменились технически сложными произведениями ритуального назначения. Непрерывное усложнение форм и линий демонстрируют памятники, созданные в X–XIX веках. Изменения нефритовых произведений китайских мастеров отражают не только особенности развития камнерезного искусства, но свидетельствуют об эволюции социума одного из древнейших государств мира. На встрече лектория речь пойдет об этапах развития и характере сохранения ранних традиций художественной обработки нефрита в Китае.

Лекцию читает Сергей Винокуров – кандидат искусствоведения, заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств

10 августа
18:30

Каменный натюрморт от Габсбургов до Картье

Интересом к изображению фруктов и цветов отмечены уже ранние флорентийские мозаики. Постепенно выходя из плоскости в объем, изображения фруктов и цветов превратились из декоративного элемента мебели в самостоятельные произведения: уральские “ягодные” пресс-папье, стаканчики с цветами от Фаберже. Проследить шаг за шагом путь развития этого жанра камнерезного искусства, узнать о первых каменных букетах пражских мастеров и венском влиянии на ювелиров Петербурга, а также оценить характер отношений с дальневосточными мастерами можно на следующей встрече лектория.

Лекцию читает Людмила Будрина – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств и музееведения УрФУ, зам. директора по проектам в сфере культуры Фонда семьи Шмотьевых

24 августа
18:30

Китайский резной камень династии Цин

Культура и искусство последней императорской династии Китая являются ярким примером взаимного обогащения Востока и Запада художественными идеями, образами и техниками. Необычайная полихромность искусства Цинского Китая – живописи и фарфора до резьбы по камню – разительно отличает этот период от всех предшествующих империй Поднебесной. На встрече лектория проследим как меняется камнерезное искусство Китая в XVII – начале XX века, какой камень приходит «на смену» традиционному нефриту, в какой степени европейские традиции отразились на приемах работы китайских резчиков, а также отметим причины попыток сохранения древних камнерезных традиций.

Лекцию читает Сергей Винокуров – кандидат искусствоведения, заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств

7 сентября
18:30

Нойбер и минералогические коллекции: искусство Просвещения

Последняя треть XVIII века в европейской культуре связана с идеями Просвещения. Увлечение представителей элиты наукой в самых разных ее проявлениях привело к появлению изысканных произведений искусства, наполненных интеллектуальным содержанием. Одним из ярких примеров этой тенденции являет собой творчество И.-Х. Нойбера. Изобретенные им “карманные минеральные кабинеты” пользовались необыкновенной популярностью, а самые крупные их образцы становились дипломатическими дарами. Об истории минералогической коллекции как формы камнерезного искусства пойдет речь на новой встрече лектория.  

Лекцию читает Людмила Будрина – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств и музееведения УрФУ, зам. директора по проектам в сфере культуры Фонда семьи Шмотьевых

21 сентября
18:30

Дальневосточная мечта европейских мастеров

Восточные стили в европейском искусстве – одна из широчайших тем для разговора о влиянии искусства Востока на Запад. Одним из малоизвестных сюжетов этой масштабной истории является обращение европейских камнерезов и ювелиров к образам, мотивам и приемам китайской и японской художественных традиций. На встрече лектория проследим пути и механизмы этого восточного «бума» среди ювелиров и камнерезов Европы и познакомимся с наиболее яркими произведениями этого явления.
Бонус: на встрече лектория будет разыгран экземпляр одноименной книги, изданной в конце 2021 года.

Лекцию читает Сергей Винокуров – кандидат искусствоведения, заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств

12 октября
18:30

Цветной камень как символ: европейское наследие и русский опыт

В истории европейской цивилизации произведения из цветного камня нередко приобретали большее значение, чем красивое и ценное украшение интерьера. Иногда отдельным используемым камнерезами минералам отводилась роль символа. Это происходило в разные эпохи с разными камнями: в имперском Древнем Риме почитали порфир, Милан особо ценили горный хрусталь, Медичи ввели моду на лазурит, Людовик XIV сделал Версаль витриной французских мраморов. В России эта традиция была интерпретирована по-своему. Невероятное богатство недр позволило каждому из правителей династии Романовых выбрать своего фаворита среди цветных камней. Этот материал больше обрабатывали, активнее насыщали им резиденции, шире показывали на вставках. Но статус национального символа давался не каждому камню.

Лекцию читает Людмила Будрина – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств и музееведения УрФУ, зам. директора по проектам в сфере культуры Фонда семьи Шмотьевых

2 ноября
18:30

Источники резного камня ар деко: от “Русских сезонов” к Великим Моголам

Период ар деко – один из наиболее популярных в истории искусств и при этом, как это не парадоксально, наименее изученный. Если о ювелирных опытах ведущих ювелирных домов 1920-х–1930-х годов известно достаточно много, более того – многие из них стали своеобразными символами стиля, то о камнерезном искусстве этого времени говорят и пишут несправедливо редко. На очередной встрече лектория постараемся разобраться с ситуацией в области обработки цветного камня в один из самых изысканных периодов европейского искусства и проследить интерес к различным «экзотическим» художественным традициям, которым славится ар деко.

Лекцию читает Сергей Винокуров – кандидат искусствоведения, заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств

16 ноября
18:30

Резьба по “мягкому” камню: разнообразие традиций

В разговорах о цветном камне нередко возникает понятие «мягкий камень». Может ли камень быть мягким, какие ограничения и возможности дают свойства мягкого камня, ограничена ли обработка мягкого камня только традициями Кунгурского района Пермского края, каким образом проявляется внимание к мягкому камню в разных художественных традициях, начиная с периода древности? На эти и другие вопросы постараемся ответить на очередной встрече лектория

Лекцию читает Сергей Винокуров – кандидат искусствоведения, заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств

23 ноября
18:30

Модели для русского камня: источники и интерпретации

Развитие полиграфических технологий, сделавшее возможным тиражирование иллюстрированных изданий, со второй половины XVIII века меняет характер работы художников в области декоративного искусства. Доступность увражей, их включение в образовательную и творческую практику рисовальщиков, а также интерес заказчиков к апробированным образцам превращают атрибуцию классических произведений русских камнерезов в увлекательный квест по поиску не всегда очевидного первоисточника формы. Нескольким примерам интерпретации “чужих” моделей и выявления первоисточника будет посвящена очередная встреча лектория.   

Лекцию читает Людмила Будрина – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств и музееведения УрФУ, зам. директора по проектам в сфере культуры Фонда семьи Шмотьевых

7 декабря
18:30

Русский малахит в искусстве Европы от Демидовых до Ля Пайвы

Привычное сочетание “русский малахит” не всегда оказывается точным отражением истории создания того или иного предмета. Распространённая история о том, как родилась “русская мозаика”, при ближайшем рассмотрении преподносит множество сюрпризов. Новая встреча лектория будет посвящена европейским мастерским и отдельным мастерам-малахитчикам, работавшим с русским камнем в XIX веке, созданным ими памятниками и их заказчикам, среди которых - коронованные особы, промышленники, аристократы и куртизанка. 

Лекцию читает Людмила Будрина – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств и музееведения УрФУ, зам. директора по проектам в сфере культуры Фонда семьи Шмотьевых

14 декабря
18:30

Трест “Русские самоцветы”: заводы, материалы и произведения советской эпохи

Наименее изученным периодом в истории отечественного камнерезного искусства является относительно близкий к нам советский период. Результатом этого стало часто повторяющееся суждение о прерывании традиций камнерезного дела в России, и его возрождении на исходе XX века. Однако работы советских мастеров 1920-х–1980-х годов свидетельствуют о непрерывном развитии искусства обработки цветного камня. Именно в это время значительно возрастает число камнерезных производств: к трем основным заводам – наследникам императорских фабрик – на протяжении советского периода добавляются все новые и новые производства, каждое из которых обретает собственную специализацию. Об основных производствах, а также тематических и стилистических поисках советских камнерезов XX века пойдет речь на заключительной лекции сезона.

Лекцию читает Сергей Винокуров – кандидат искусствоведения, заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств

* Центр истории камнерезного дела имени А. К. Денисова-Уральского, расположившийся по адресу улица Пушкина, дом 5, был открыт в декабре 2021 года. Реконструкция и приспособление памятника архитектуры XIX века к новым задачам были осуществлены при поддержке компании «ФОРЭС» и некоммерческой организации «Фонд семьи Шмотьевых», с которыми музей тесно сотрудничает с 2018 года.

Другие проекты

Перейти к проектам